Анализ методов подтверждения соответствия точностных характеристик систем управления самолетов нормам летной годности
Требования к точностным характеристикам систем автоматического управления движением самолета подразделяются на две группы. Первая группа регламентирует эксплуатационные требования, нарушение которых не приводит к возникновению особых ситуаций в полете. Они нормируют вероятность (Л, = 0,95) невыхода параметров движения самолета из сравнительно узкой трубки отклонений. Во вторую группу входят требования, определяющие уровень безопасности полета. Область допустимых значений характеризуется предельно допустимыми изменениями параметров движения самолета (Л, =0,9999-0,9999999).
Соответствие системы предъявляемым требованиям оценивается на основе проведения независимых статистических испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации с учетом вероятности их реализации: математического моделирования, полунатурных и натурных испытаний.
В табл. 15.1 приведен перечень требований первой группы к самолеты ТУ-204 и ИЛ-96.
Требования к перечисленным точностным характеристикам задаются в вероятностной форме в виде одного из следующих условий:
/>{дс t Хд} S Rj, (15.1)
Р{ха1 ^х^дсдг}^^,
где хд, хд1, Хд2 — допустимые значения точностных характеристик; iij — заданное значение вероятности (чаще всего Rj = 0,95). Требования должны быть подтверждены с доверительной вероятностью Y = 0,9.
Таким образом, общее правило подтверждения требований к вероятности выполнения условий (15.1) находится путем построения толерантного интервала:
в
jp(x)dx>R3
где р(х) — плотность распределения вероятности характеристики х.
Различают параметрические и непараметрические толерантные интервалы.
Таблица 15.1 Перечень точностных характеристик управления самолетов ИЛ-96 и ТУ-204
|
Параметрический толерантный интервал зависит от р(х). Так, для нормального распределения N(m, а2) с неизвестными параметрами т и а2 двусторонний параметрический толерантный интервал имеет вид:
x+Ks
Р< J p(x)dx > R3 > = у,
x-Ks
где
Так, при выборе s = п (п — объем выборки), г — 1 непараметрический
толерантный интервал имеет вид
1 -Ir, (л-1, 2) = у,
где Id — неполная бета-функция, или
т. е. /1Л3"1 -(л-І)/^ = 1-у.
Для одностороннего непараметрического толерантного интервала наименьшие целые значения п должны удовлетворять неравенству:
Проведем анализ ряда статистических методов, которые используются в настоящее время или могут быть использованы в перспективе для подтверждения требований к точностным характеристикам.
Непараметрический метод подтверждения требований к точностным характеристикам (метод <гпроходит — не проходит»). Этот метод основан на использовании в качестве статистической модели получения информации биномиального распределения вероятности, описывающего вероятность появления d отказов при проведении п независимых испытаний с постоянной вероятностью успешного исхода R.
В качестве оценки неизвестного параметра R используется состоятельная несмещенная эффективная оценка вероятности по частоте: R = -d/n. Дисперсия этой оценки d(r) = R(l-R)/n нелинейно зависит от самого оцениваемого параметра и неудобна для характеристики точности. Поэтому для определения точности оценки используется универсальная характеристика точности — доверительный ин-
K~r<-R[4]Y = i-y2; =Tl, |
тервал, определяемый в соответствии с уравнениями Клоппера-Пир — сона:
где Лц, — соответственно нижняя и верхняя доверительные границы; Yj + у2 -1 = у — доверительные вероятности.
Односторонние интервалы, используемые в дальнейшем, получают из условия у. = 1 либо у2 = 1.
Подтверждение требований к точностным характеристикам систем управления формулируется в виде решающих правил при проверке следующих статистических гипотез:
Соответствующие решающие правила имеют вид: • правило приемки системы
Выбор нулевой гипотезы имеет решающее значение. Так, ошибка первого рода (риск изготовителя) при принятии гипотезы приемки составляет значительную величину (а = у), в то время как ошибка второго рода (риск заказчика) достаточна мала (р = 1 — у). При принятии гипотезы браковки риск изготовителя а = 1 — у, а риск заказчика Р = у.
Приемка и браковка системы требуют проведения различного объема испытаний. Например, при отсутствии отказов для принятия системы с R3 = 0,95 и у = 0,9 необходимо провести 46 испытаний; забракована система быть не может, так как при d = 0, Дв = 1. При
одном отказе для приемки системы требуется уже 77 испытаний, а для ее браковки достаточно трех испытаний. Заметим, что левая часть решающего правила приемки представляет собой значение интегрального закона распределения случайной величины d при R = R^.
Таким образом, вероятность получения числа отказов, меньшего или равного d, при приемке системы мала (< 1 — у). Для того чтобы при данном объеме испытаний п реализовалось число отказов d с достаточно большой вероятностью, истинное значение Л должно быть существенно большим, чем R3. Это значение может быть определено из соотношения для верхней доверительной границы при подстановке в нее приемочного значения п
Аналогично, для того чтобы реализовалось число отказов, необходимое для браковки системы, истинное значение вероятности R должно быть существенно меньше заданного значения и может определяться из соотношения для нижней доверительной границы при подстановке в нее браковочного значения п:
(1 — R)r = 1 — у.
Так, для приведенных выше числовых значений такие «запасы» вероятности R составляют:
• при приемке системы, если d= 0, то R = 0,9988; если d =1, то R = 0,995;
• при браковке системы, если d =1, то R = 0,368.
Поэтому при проведении испытаний, как правило, ни принять, ни забраковать систему непараметрическим методом не удается, можно лишь построить достаточно широкую интервальную оценку искомой вероятности.
Однако системы автоматической посадки самолетов ИЛ-96 и ТУ — 204 были сертифицированы в соответствии с правилом «проходит — не проходит», что свидетельствует о больших «запасах» по точностным характеристикам этих систем и возможности расширения допустимых условий их применения.
Параметрический метод подтверждения требований к точностным характеристикам. При этом методе требуется более полная информация о статистических свойствах исследуемой характеристики, поэтому объем испытаний меньше. В том случае, если известен закон распределения исследуемой характеристики х, подтверждение тре-
бований к вероятности нахождения характеристики в допуске проводится аналитически и не требуются испытания вообще. Так, для одностороннего допуска Рх < хд J > и нормального закона распре
деления характеристики х ~ N(m, о2) решающее правило приемки системы имеет вид:
т+и^о<хд,
где U d — квантиль стандартного нормального распределения.
X (*/-»*)> |
Однако при проведении испытаний параметры т, а неизвестны и оцениваются путем обработки данных испытаний:
где Xj — измерения оцениваемой характеристики в /-м испытании (/ = 1,…,л).
Для получения решающих правил приемки и браковки системы необходимо знать распределение случайной величины z = x + Ks, где коэффициент К > Up учитывает отличие статистических оценок от
истинных значений оцениваемых параметров.
В [27] показано, что случайная величина z приблизительно нормальна начиная уже с п £5 и имеет математическое ожидание M[z] = т + Ко и дисперсию
ВД = а2[і/л + *2/(2(л-1))],
что позволяет построить нижнюю доверительную границу:
ностью у случайная величина x + Ks>m+URO. Следовательно, уело-
виє x + Ks <ха обеспечивает с вероятностью у подтверждение требования R> приемки системы.
Так, для Rj = 0,95; у = 0,9; U в = 1,645 значение коэффициента К
изменяется от 3,4 (л = 5) до 1,703 (л = 1000).
Для получения условия браковки системы рассмотрим верхнюю доверительную границу:
стью у случайная величина x + K’s <m + UpC. Следовательно, условие x + Ks>x„ обеспечивает с вероятностью у выполнение условия R<R3 браковки системы.
Для приведенных выше значений Я,, у значение коэффициента
А-‘изменяется от 0,933 (л = 5) до 1,584 (л = 1000).
Для сравнения непараметрического и параметрического методов рассчитываем «запасы» вероятности выполнения задачи для л = 46:
• приемка системы R = 0,99;
• браковка системы R = 0,867.
Таким образом, «запасы» в этом случае существенно меньше или достигаются при значительно меньшем объеме испытаний, составляющем для данного примера:
• приемка системы d = 0, л = 14;
d = 1, л = 25;
• браковка системы d = 1, л = 2.
Преимущества параметрического подхода растут с увеличением требуемой вероятности выполнения задачи. Так, при А, = 0,99;
у = 0,95 имеем:
• приемка системы d = 0, п = 229;
d= «н’п = 388> йп. п = 36;
• браковка системы d = 1, пнп = 10, пип = 6,
где ппп, пнп — соответственно объемы испытаний при параметрическом и непараметрическом подходах.
Таким образом, параметрический метод подтверждения требований к точностным характеристикам систем автоматического управле
ния позволяет существенно сократить необходимый объем испытаний и может быть рекомендован для внедрения в практику испытаний.
Многомерные задачи подтверждения требований к точностным характеристикам. При подтверждении требований к точностным характеристикам нескольких параметров необходимо построить многомерный толерантный интервал. Индивидуальные требования к вероятности Л,,- и доверительной вероятности уj связаны с общими вероятностями Rj и у совместного выполнения требований соотношениями
.ftj,- = ; yt = tfy — для независимых параметров;
1 — R^ > (1 — )/k; 1 — уt > (1 — у)/к — для коррелированных пара
метров с неизвестным коэффициентом корреляции (неравенство Бон- феррони [27]), где к — число исследуемых характеристик.
Так, для R3 =0,95, у = 0,9, к = 5 индивидуальные требования равны R}i * 0,99, У( = 0,99 и для их реализации необходимый объем выборки составляет уже п = 473 (двусторонний или толерантный интервал) и п = 298 (односторонний толерантный интервал).
Для преодоления лавинообразного увеличения объемов испытаний в многомерном статистическом анализе разработан ряд приемов. При этом базовой идеей является сведение многомерной задачи к одномерной.
Наиболее интересные для практических приложений результаты основываются на следующей теореме Р. С. Судакова [88]: если / (х) = / (xj,…. хк) — арифметическая функция, которая возрастает по каждой своей переменной в области определения и является симметрической (т. е. не изменяет своих значений при любой перестановке аргументов X:, j = 1,…, Ат), то статистика у = /(в„иП.-. 8min) является нижней у-доверительной границей для значения у = /(вр…, 0^), а у = /(впих’-’ ®шах) является верхней у-доверительной границей для значения y = f( 01,…, 0*), где 6 = (61(…, 0^) — оцениваемый параметр, 0пйп=™п*(01у,…,0*у), 0тах=шахл (91г…Лг), 0,у = (0л)-у-ниж- няя (верхняя) доверительная граница для параметра 0,-, j = 1,…, к.
Рассмотрим ряд практических приложений этой теоремы. В решаемой задаче совместная вероятность выполнения требований к точностным характеристикам связана с вероятностями выполнения требований к каждой отдельной точностной характеристике мульти-
к
пликативной сверткой R = П R, .
/=1 ‘
Пусть подтверждение требований осуществляется автономно для каждой 1-й характеристики, при этом проводится л, испытаний и ре
гистрируется di отказов. Тогда непараметрической оценкой вероят — ности Л; является оценка вида Rt = l-dj/nj, а оценкой общей вероят-
„ к „
ности R — расчетная оценка R = П Я.
Согласно результатам Р. С. Судакова, оценка R может быть представлена в виде: R = l-d3KB/n3KB, ще лэкв =min{«f}, d3KB = (і-Я)«5КВ —
округлены до следующего целого числа.
Первый вывод, который можно сделать из полученных результатов, — это нецелесообразность проведения различного числа испытаний т. е. должно выполняться условие щ =… = пк = л. Другой интересный вывод может быть сделан на основе рассмотрения двух
частных случаев: dt = 0 (/ = 1,…, к) и d1 = 1, d2 =… dk = 0.
Для варианта di = 0 эквивалентное число отказов </экв = 0 и доверительные границы для совместной вероятности R совпадают с доверительными границами для частных вероятностей /?(.
Таким образом, объемы испытаний, необходимые для подтверждения всех частных вероятностей выполнения требований к отдельным точностным характеристикам, совпадают с объемом испытаний, необходимым для подтверждения требований к совместной вероятности.
Для варианта dt = 1 эквивалентное число отказов </экв = 1 и доверительные границы для совместной вероятности R совпадают с доверительными границами для «слабого» звена R^
Рассмотренный подход нетрудно применить к параметрическому
случаю. Известно [27],что случайная величина К = (хд-х)АУ уже при
п > 5 имеет приближенно нормальное распределение с математическим ожиданием UR (квантиль стандартного нормального распределения) и дисперсией D = l/n + К2/(2(п-1)), что позволяет построить доверительные границы для UR:
Сравнивая между собой нижние доверительные границы всех частных вероятностей Ri9 можно определить «слабое» звено. Если требования к совместной вероятности R подтверждаются для этого звена, то они подтверждаются для всех остальных частных вероятностей и для совместной вероятности в целом. Рассмотренный подход по
зволяет избежать лавинообразного увеличения объемов испытаний в многомерном случае.
Использование порядковых статистик для демонстрации характеристик выдерживания траектории при заходе на посадку. В качестве характеристики выдерживания траектории при заходе на посадку тяжелых самолетов в [29] предлагается использовать максимальные отклонения от линии курса и глиссады, возникающие между 90 и 30 м и записанные с помощью регистрирующей аппаратуры.
В предположении нормальности распределений вероятностей отклонений от линии курса и глиссады с нулевыми средними значениями максимальные отклонения х (без учета знака) в течение определенного интервала захода описываются распределением Рэлея:
Р(х) = ±е-х2/Ы).
<г
Состоятельной, несмещенной, эффективной оценкой параметра а2 распределения Рэлея является оценка вида:
где х, — максимальное отклонение, зарегистрированное в каждом заходе; п — число заходов на посадку.
Точность оценки характеризуется дисперсией /)(а2) = а4/(2л) или
2/2 22/2 2
доверительным интервалом 6 2п/Х-а/2-с 2л/Ха/2» гДе Ха/2»
Х-а/2 — квантили х2-распределения уровней а/2,1-а/2 соответственно.
При демонстрации характеристики выдерживания траектории задаются: Xq — порог сигнализации тревоги; P(xq) = 0,95 — вероятность появления максимального отклонения, не большего заданной величины Xq у = 0,9 — доверительная вероятность.
Вероятность Р(х0) определяется соотношением
Л*о) = 1-е-*°/(2°о).
Для P(xq) = 0,95 имеем х0/о0 = 2,4477.
По данным [28] пороги сигнализации тревоги х$ = 75 мка для глиссады и х0 = 25 мка для курса, а заданные значения параметра а будут соответственно: а0 = 30,64 — для глиссады и а0 = 10,21 — для курса.
Для подтверждения требований к параметру а2 могут быть использованы как точное распределение оценки б2, так и ее нормальная аппроксимация. При использовании точного у}-распределения решающим правилом является o2(2/j)/oq <xj_a(2п) при уровне значимости 1 — а = у, где а характеризует ошибку первого рода (вероятность забраковать годную систему).
Планирование объема испытаний осуществляется из условия обеспечения заданных значений вероятностей ошибок первого и второго рода и заданной точности статистического решения, характеризуемой расстоянием 8 между нулевой (а2 = Oq ) и альтернативной
(а2 = 8gq ) гипотезами.
При альтернативной гипотезе статистика д2(2л)/(8ао)~ х2(2л) имеет х2_рдспределение.
Зависимость между ос, р, 8, п определяется из соотношения
fi-Xl-qg")
Хр(2л) ’
где р характеризует ошибку второго рода (вероятность принять негодную систему).
В табл. 15.2 приведены значения 8 при различных а, Р, п.
Значения 8 Таблица 15.2
|
При п> 30 можно использовать нормальную аппроксимацию х2- распределения {X2-v)/ylb~U(0M где v — параметр х2-распределе — ния, £/(0, 1) — стандартное нормальное распределение. Тогда случайная величина (a2-al)yfn/ol ~U{0,1) и решающие правила принимают более простой вид:
02/oq < + Uy_a/4n — для нулевой гипотезы, ь2І(ьсІ)<ии^/Гп — для альтернативной гипотезы.
Отсюда необходимый объем выборки
Так, при выборе а = р = 0,05 (у=0,9), 5 = 1,1 имеем п = 46.
При жестком ограничении числа испытаний для демонстрации характеристик выдерживания траектории может быть применен другой подход, также основанный на использовании порядковых статистик.
Расположим измеренные в каждом заходе на посадку максимальные отклонения в порядке возрастания их значений х^ч, Xqv-’ х(пУ При этом функция распределения наибольшей порядковой статистики Х/Лч задается формулой
Р(хо) = Р{х(л) <х} = Р {все хі <х} = Рп (х),
где />(х) = 1-ехр{-х2/(2с2)}.
Решающее правило для демонстрации характеристик выдерживания траектории сформируем в виде
^Опр)-1-*
Л*ь) = /о-
где приемочное значение х0 п < х0 обладает тем свойством, что при выполнении условия х(п) — хо пр требование к вероятности непревы- шения максимальным отклонением порога сигнализации тревоги считается подтвержденным с заданной доверительной вероятностью.
В результате поведения простейших математических операций получим:
В табл. 15.3 приведены значения множителя различных значениях п, у, Р0.
п |
II о Уф 40 |
у = 0,95 |
||
А= 0,95 |
А = °>" |
А = °*95 |
II О 8 |
|
10 |
0,72 |
0,582 |
0,67 |
0,541 |
30 |
0,932 |
0,752 |
0,886 |
0,714 |
50 |
1 |
0,821 |
0,975 |
0,787 |
Значения множителя |
In(l-^l-y) * (1-А) |
Таким образом, появляется принципиальная возможность демонстрации соответствия при малом объеме сертификационных летных испытаний.
Применение выборочного метода при проведении сертификацией — ных летных испытаний систем автоматического управления посадкой самолетов. Существующими отечественными и зарубежными требованиями к точностным характеристикам систем автоматического управления посадкой тяжелых самолетов нормируется вероятность невыхода основных параметров движения (угловых отклонений от линии курса и глиссады, скорости захода на посадку) из заданной области допустимых значений. Для демонстрации соответствия этим требованиям должно выполняться необходимое число летных испытаний «в условиях, с приемлемой точностью представляющих действительные эксплуатационные условия, и должен быть охвачен диапазон изменения параметров, влияющих на поведение самолета при посадке» [29, 95].
В общем случае ожидаемые условия эксплуатации самолета при выполнении посадочных операций по II категории определяют следующие факторы: ветровые возмущения, посадочный вес, центровка, конфигурация самолета, разброс скоростей захода на посадку, разброс характеристик радиотехнических средств посадки, разброс параметров системы автоматического управления, начальные условия выполнения режима, высота аэродрома, температура наружного воздуха.
В летных испытаниях не представляется возможным организовать полностью рандомизированный эксперимент, т. е. реализацию факторов случайным образом в соответствии с их законами распределения вероятностей, однако можно и целесообразно выделить несколько характерных, задаваемых с определенной вероятностью, слоев изменения этих факторов, например [53]:
• ветер продольный попутный, штиль или умеренный встречный, сильный встречный;
• ветер боковой умеренный или сильный;
• посадочная масса малая, средняя, большая;
• центровка передняя, средняя, задняя;
• скорость захода на посадку пониженная, нормальная, повышенная;
• курсо-глиссадный радиомаяк трех категорий.
Математической основой обработки информации, полученной в
такой «расслоенной» выборке, является выборочный метод [27].
Пусть рассматриваемая совокупность объема N0 разделена на к слоев объемом Nt каждый. Из каждого слоя извлечена выборка объе-
к
ма л,, при этом суммарный объем выборки обозначим = Хл/- Тог-
/=1
да оценка математического ожидания М совокупности определяется соотношением [27]
где Х/= — 2.1 xij — среднеарифметическое для /-го слоя; х„ —у’-е вы — И/ у’=1
борочное значение измеряемой величины В 1-М слое.
Дисперсия этой оценки
к
ІХдзсд,
-Ц £(*,>•-m/)2’ і -1 j~i |
1=1
При пропорциональном отборе и большом объеме исходной совокупности Щ принимается
«//«о = Ni/No = Рг
где Pj — вероятность /-го слоя, и выражения оценки математического ожидания и дисперсии этой оценки преобразуются к виду
Если бы случайная выборка объема и0 была взята из всей совокупности без учета разбиения на слои, то дисперсия среднеарифметической оценки была бы
где
U-l /=1
Ел6? +Ел(т» ~м)2-
1=1 i=i
Таким образом, из сравнения (15.3) и (15.4) видно, что дисперсия оценки математического ожидания при разбиении на слои оказывается меньше, чем в случае выборки из всей совокупности.
При неизвестной величине т1 имеем
Помимо пропорционального отбора в выборном методе применяется оптимальный отбор.
Рассмотрим опять формулу (15.2). От объемов выборки в ней зависит только сумма
/=і *
Оптимальным выбором nj можно добиться минимума дисперсии т — Задача оптимизации ставится следующим образом:
= min
/=1
щ > 0,
к
£й,-=°.
/=1
Эту задачу можно свести к задаче поиска безусловного минимума фун-
Приравняв производные этой функции по лу нулю, получим:
р)*) Iп) = Рк<% Iп1 > У = 1. 2….Д-1.
Это условие означает, что лу должны быть пропорциональны.,
/к
откуда окончательно находим: rij = «q Pfij/ ІР,°Г
7 /=і
Заметам, что оптимальный отбор использует более полную информацию в виде дисперсий слоев, которая может быть получена на этапе математического моделирования. Для иллюстрации приведенных методов отбора рассмотрим гипотетический пример.
Пусть исследуемый фактор имеет нормальный закон распределения вероятностей с математическим ожиданием М = 0 и дисперсией
Oq = 1. Минимально необходимый объем сертификационных летных испытаний составляет 46. Разделим весь диапазон изменения фактора на три слоя: малое значение с вероятностью 0,1; среднее значение с вероятностью 0,8; большое значение с вероятностью 0,1. Пропорциональный отбор при округлении до целого числа испытаний дает следующие значения объемов выборок в каждом слое: «j = л3 = 5; — 36.
Для определения дисперсий в соответствующих слоях рассматривались усеченные нормальные распределения. Дисперсии усеченных нормальных распределений определим по формуле olc =К(F(a),F(b))og,
где коэффициент К зависит от вида усечения; Р(а), F{b) — значения функции распределения случайной величины, соответствующие нижней и верхней границам усечения; значения коэффициента А"для стандартного нормального распределения табулированы [59].
Для рассматриваемого случая имеем: о? = о? = 0,438<jg; 2Og
и соответственно лі = = 4; п2 = 38.
Таким образом, пропорциональный отбор рекомендует большее число испытаний при крайних наиболее неблагополучных значениях исследуемого фактора и может быть рекомендован при планировании сертификационных испытаний.